Технология строительства
К специфике железнодорожного строительства относится линейный характер производства работ, т.е. строительство производится последовательно вдоль протяженности будущего пути, начиная с исходной его точки и вплоть до конечной. Железнодорожно-строительные работы при своем проведении зависят от множества условий - топографического, геологического, гидрологического, погодно-климатического характера и других природных условий.
Строительство железной дороги включает в себя такие этапы как земляные работы и строительство верхнего строения пути. Земляные работы подразумевают формирование и уплотнение земляного полотна вкупе с его осушением и мерами по предупреждению его промерзания. Сооружение верхнего строения пути включает в себя формирование балластной призмы, укладку подрельсового основания - шпал, укладку закрепление и соединение рельсов.
Кроме этого железнодорожное строительство необходимо включает строительство искусственных сооружений, таких как трубы для отвода воды, дренажные лотки, быстротоки, путепроводы и прочее, а также сооружение пересечений с автомобильными и другими железнодорожными путями, глухих пересечений и стрелочных переводов.
Земляные работы.Основой для железнодорожного строительства является формирование земляного полотна. Земляное полотно представляет собой комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути. Земляное полотно воспринимает нагрузку от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно распределяя ее на нижележащий естественный грунт.
Земляное полотно формируется в процессе земляных работ. На участке пути проводится разравнивание, уплотнение (трамбовка) и, при необходимости, осушение будущего земляного полотна (отвод грунтовых вод и пр.). В ходе земляных работ с помощью бульдозеров насыпают невысокие насыпи, нарезают неглубокие выемки, полки на косогорах, разравнивают грунтовые поверхности, производят засыпки и пр. - все это в зависимости от типа земляного полотна. Грунт укладывают в насыпи послойно, разравнивают бульдозерами и уплотняют катками, трамбовочными, виброударными и другими машинами.
Строительство верхнего строения пути.По мере продвижения земляных работ на линии производятся так называемые путевые работы - то есть комплекс строительных работ по сооружению конструктивных элементов верхнего строения пути. В ходе путевых работ непосредственно на основной площадке земляного полотна укладывается рельсошпальная решетка одним из нижеописанных способов.
Производится укладка путевых звеньев, которые собирают на производственных базах. Звенья, сложенные в штабели (пакеты), транспортируются на специальных платформах. В ходе монтажа рельсошпальной решетки пакеты подтягиваются в зону действия грузоподъемного путеукладочного крана.
Рельсошпальная решетка собирается по месту производства работ: раскладываются шпалы, на них накидываются рельсы и они монтируются
Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. Плюсом первого варианта является быстрота производства работ на строительной площадке. Однако начало работ при этом способе возможно только от места примыкания, поскольку укладка ведется кранами на рельсовом ходу. Также этот способ имеет более высокую себестоимость по сравнению со вторым, т.к. место сборки рельсошпальной решетки может находиться далеко от места укладки
Второй способ, помимо низкой себестоимости, позволяет производить монтаж рельсошпальной решетки с любого места строящегося пути, т.к. укладка ведется автомобильными кранами. Минусом данного варианта является увеличение срока работ. Далее, по уложенному пути доставляется к месту работ балласт в хоппер-дозаторах или полувагонах. Он выгружается на ходу при движении состава с заданной скоростью. После засыпки рельсошпальной решетки ее поднимают на балласт. Послойная балластировка завершается засыпкой шпальных ящиков, что позволяет довести балластную призму до требуемых размеров.
Каждый цикл путевых работ включает также операцию выправки пути, в ходе которой положение рельсовой колеи доводят до норм, отвечающих требованиям безопасности при движении с заданными скоростями. После укладки пути предусматривается обкатка пути поездами. Дополнительно выправочно-отделочные работы производят перед сдачей участка пути в постоянную эксплуатацию.
Конструкция верхнего строения пути должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой и экономичной, чтобы в любых эксплуатационных условиях обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с максимальными скоростями.