Справочник терминов
Балласт – 1. минеральный сыпучий материал, заполняющий пространство между нижней постелью шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна; - 2. груз, создающий дополнительную нагрузку.
Боковой путь – путь, при следовании на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу.
Вагоны грузовые - вагоны, предназначенные для перевозки грузов. К ним относятся крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения.
Вагоны крытые - предназначены для перевозки штучных и насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
Верхнее строение пути - единая комплексная конструкция, состоящая из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Верхнее строение пути воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного состава, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.
Выправка пути - исправление железнодорожного пути в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами.
Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение могут составлять лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).
Глухое пересечение — одноуровневое пересечение железнодорожных путей, устраиваемое без стрелок, что исключает переход подвижного состава с одного пути на другой. При этом образующие глухое пересечение пути могут иметь различную ширину колеи.
Дистанция пути — структурное подразделение на железной дороге, основной задачей дистанций пути является содержание в исправном состоянии железнодорожного пути. В системе АО «НК «КТЖ» вышестоящей по отношению к дистанции пути структурной единицей является отделение железной дороги, нижестоящей- участок железной дороги. Должностное лицо, ответственное за организацию движения — начальник дистанции пути.
Железнодорожная станция — комплекс сооружений, предназначенных для обслуживания грузовых и пассажирских поездов.
Железнодорожный переезд — место одноуровнего пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки.
Железнодорожный путь — сложная конструкция, состоящая из верхнего и нижнего строения пути.
Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
Железнодорожный транспорт (железная дорога) — наземный вид рельсового транспорта.
Две главные составляющие железнодорожного транспорта — это материальная (железнодорожный путь и искусственные сооружения, тяговый и нетяговый подвижной состав, устройства СЦБ, контактная сеть и т. д.) и эксплуатационная (диспетчерское руководство (на уровнях от дежурного по станции до старшего дорожного диспетчера), разработка оптимальных приемов управления перевозочным процессом). Собственно слово «Железная дорога» обозначает железнодорожную инфраструктуру, т. е. железнодорожный путь и сигнализацию.
Железнодорожный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии).
Железнодорожный узел должен иметь разнообразное техническое оснащение. Основные характерные для железнодорожного узла сооружения включают:
- - сортировочные, грузовые и/или пассажирские станции;
- - соединения между отдельными станциями;
- - обходные пути;
- - станционные сооружения для пассажиров;
- - локомотивные и вагонные депо;
- - технические станции для ремонта и экипировки составов.
Земляное полотно — комплекс грунтовых сооружений, получаемых в результате обработки земной поверхности и предназначенных для укладки верхнего строения пути. Оно воспринимает нагрузку от рельсошпальной решетки, балласта и подвижного состава, равномерно ее распределяя на нижележащий естественный грунт с соответствующим уменьшением передаваемого давления.
Непосредственно на земную поверхность путь не укладывают вследствие ее неровностей. Земляное полотно должно быть прочным, устойчивым и долговечным, требующим минимума расходов на его устройство, содержание и ремонт и обеспечивающим возможность широкой механизации работ. Выполнение указанных требований достигается правильным выбором грунтов для насыпей и их тщательным уплотнением при постройке, приданием земляному полотну очертаний, способствующих надежному отводу воды, укреплением откосов насыпей и выемок.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
Искусственные сооружения - собирательное название сооружений, возводимых на пересечениях железных дорог с различными препятствиями (мосты, тоннели, дамбы и т.д.).
Контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
Окно - время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.
Платформы - предназначены для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Полувагон - грузовой вагон, используемый для перевозки каменного угля, руды, лесопиломатериалов, проката металлов и других сыпучих, навалочных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. П. не имеет крыши.
Предохранительный тупик - тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Приемно-отправочный путь - станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приемом и отправкой поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов и ожиданием обгона более срочными поездами.
Противоугон — один из элементов верхнего строения железнодорожного пути на деревянных шпалах и костыльном скреплении. Он служит для предотвращения продольного перемещения рельса при движении подвижного состава.
Путевы́е работы — комплекс взаимосвязанных операций, обеспечивающих постоянную надёжность пути и безопасность движения поездов с установленными скоростями и весовыми нормами.
Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование.
Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распростанены рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5, 25 или 50 метров.
Стрелка - часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелки входит и крестовина.
Стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки.
Стрелка централизованная - стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечник) переводятся специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта.
Стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины могут быть с неподвижным или подвижным сердечником.
Сортировочная станция — специальная железнодорожная станция для расформирования и формирования поездов.
Уклон - элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно — спуском.
Улавливающий тупик - тупиковый путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении по затяжному спуску.
Хоппер - саморазгружающийся грузовой бункерный вагон для перевозки массовых сыпучих грузов. Различают открытые и закрытые хопперы, с разгрузкой в межрельсовое пространство и на сторону от железнодорожного пути.
Цистерны - грузовые вагоны, кузовом которых является металлический цилиндрический резервуар. Для перевозки наливных грузов.
Шпалы — опоры для рельсов в виде брусьев. В железнодорожном пути обычно укладываются на балластный слой верхнего строения пути и обеспечивают неизменность взаимного расположения рельсовых нитей, воспринимают давление непосредственно от рельсов или от промежуточных скреплений и передают его на подшпальное основание (обычно — балластный слой)
Некоторые сокращения, принятые на Железной дороге:- ДС - начальник станции
- ДСГ - главный инженер станции
- ДСП - дежурный по станции
- ДЦ - диспетчерская централизация стрелок и сигналов
- НОД - начальник отделения дороги
- НОДГ - главный инженер отделения дороги
- П - служба пути
- ПАБ - полуавтоматическая блокировка
- ПД - дорожный мастер
- ПДБ - бригадир пути
- ПДС - старший дорожный мастер
- ПМС - путевая машинная станция
- ПТЭ - Правила технической эксплуатации железных дорог
- УПЧ - дистанция пути, начальник дистанции пути
- ПЧЗ - зам. начальника дистанции пути (он же ЗамПЧ)
- ПЧУ - начальник участка пути
- ПШ - шпалопропиточный завод
- РБ - дорожный ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта
- СМП - строительно-монтажный поезд
- СЦБ - сигнализация, централизация, блокировка
- ТехПД - технологический центр по обработке перевозочных документов (не более одного на каждое отделение дороги)
- ТМО - тоннельно-мостовой отряд
- УГР - уровень головки рельса
- УЗП - Устройство Заграждения Переезда
- УК - путеукладочный кран
- УК25СП - путеукладочный кран для смены стрелочных переводов
- УКСПС - Устройство для Контроля Схода Подвижного Состава
- УРБ - отделенческий ревизор по безопасности движения поездов и автотранспорта
- Ш - служба сигнализации и связи
- ШН - электромеханик СЦБ или связи
- ШЧ - дистанция сигнализации, централизации и блокировки (быв. дистанция сигнализации)
- ЩОМ - щебнеочистительная машина
- Э - дорожная служба электрификации и энергоснабжения
- ЭЧК - район контактной сети дистанции электроснабжения, начальник района контактной сети